Национальный центр телемедицины

Телемедицина – область медицины, использующая телекоммуникационные и компьютерные технологии для предоставления медицинской помощи и услуг в сфере здравоохранения между отдаленными друг от друга пунктами (медицинскими учреждениями, пациентами и врачами, представителями здравоохранения и т.д.), целью развития которой является предоставление качественных медицинских услуг любому гражданину Республики независимо от его местонахождения и в актуальные сроки.

Дистанционное консультирование пациентов квалифицированными врачами областного, а при необходимости, республиканского уровня, во многом решает вопросы своевременной диагностики и лечения больных. Зачастую отпадает необходимость в поездке в областной или республиканский центр. Экономятся немалые средства на дорожных расходах, проживании на период консультирования. Особенно эффективно это в отношении пациентов, нуждающихся в транспортировке и сопровождении медицинскими работниками.

Иными словами, телемедицинская консультация сегодня – это возможность для сельских врачей и пациентов, в режиме реального времени, обсудить с узкопрофильными врачами особенности диагностики и лечения без выезда в другой город, без дополнительных затрат и потери времени.

Национальный центр телемедицины будет создаваться с целью повышения уровня медицинского обслуживания в регионах Республики Казахстан путём внедрения в практику здравоохранения методов дистанционного оказания консультативной медицинской помощи и обмена специализированной медицинской информацией.

Основными задачами Центра телемедицины будут являться:

1) Предоставление информационных услуг с помощью телемедицинских технологий в отсроченном режиме и режиме реального времени пациентам городских и областных организаций здравоохранения регионов Казахстана;

2) Реализация мер, направленных на обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи детскому и взрослому населению регионов РК.

Консультации с использованием телемедицинских технологий будут осуществлены по следующим направлениям:

  • диагностика заболеваний 
  • определение тактики лечения 
  • уточнение диагноза (secondopinion) 
  • методика проведения хирургических операций 
  • тактика поведения врача в неординарных и экстренных ситуациях 
  • дистанционное наблюдение больных после сложных операций 
  • срочные консультации больных, находящихся в критическом состоянии 
  • организация врачебных консилиумов

 Функционирование Центра включит в себя:

  • организацию системы телемедицинской инфраструктуры в РК;
  • организацию сети телемедицинских пунктов общего и специализированного профиля;
  • разработку форм и методов оказания консультативно-диагностической помощи и внедрение их в практику медицинского обслуживания РК;
  • разработку стратегии и тактики применения методов телемедицины, и их реализация при оказании медицинской помощи в экстремальных условиях и на различных этапах неотложной медицинской помощи;
  • нормативно-правовое, организационное, методологическое и кадровое обеспечение функционирования системы телемедицины в РК;
  • применение методов и средств телемедицины в системе мероприятий по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций, катастроф, террористических актов и иных экстремальных ситуаций;
  • внедрение и использование мобильных устройств медицинской телеметрии общего или функционально-специализированного назначения, а также приемно-экспертных систем;

Развитие телемедицинских технологий на догоспитальном уровне обеспечит доступность населению в специализированных консультациях, даст возможность проведения предтранспортировочной оценки состояния пациентов, сократит расходы, позволит развить альтернативный медицинский туризм, а также повысить качество медицинской помощи (система «второго мнения», «второй читки»).